Санкт-Петербург
8 (952)386-97-91

Эффективное управление рисками железнодорожных перевозок

Динамике общественного развития свойственен рост чувствительности общества к опасности, стремление человечества к повышению качества жизни. Обеспечение безопасности функционирования систем уже сейчас является важнейшим фактором повышения конкурентоспособности отдельных предприятий, отраслей и национальной экономики в целом. Важнейший аспект системного подхода к обеспечению безопасности – ориентация на всестороннюю оценку риска как меры безопасности.

Риском можно и нужно управлять, т.е. использовать различные методы и приёмы, позволяющие в определённой степени прогнозировать наступление рискового события и принимать меры к снижению степени риска.

Существенная роль железнодорожного транспорта в динамике развития всех отраслей экономики страны, рост внутриотраслевой конкуренции, а так же улучшение уровня жизни населения определяют необходимость совершенствования управления безопасностью перевозок на сети железных дорого ОАО «РЖД». На долю железных дорог приходится свыше 85% грузооборота (без трубопроводного транспорта) и 41% пассажирооборота, масштабы деятельности ОАО «РЖД» имеют стабильную тенденцию к росту. В этой связи в качестве одного из базовых принципов принятой в мае 2007 года Целевой модели рынка железнодорожных транспортных услуг была заявлена недопустимость снижения устойчивости и безопасности работы железнодорожного транспорта в перспективе.

В настоящее время ОАО «РЖД» обеспечивает высокий уровень безопасности перевозок – в отличие от других организаций отрасли транспорта риск здесь не превышает допустимый уровень развитых европейских стран и США. Вместе с тем, по мере развития экономики, возрастают требования потребителей транспортных услуг к таким аспектам деятельности, как скорость перевозок, оперативность оформления и исполнения договоренностей. Эти требования увеличивают риски в силу того, что имеются ограничения по пропускным способностям станций и узлов, высок физический и моральный износ основных средств, имеет место техническая и технологическая отсталость отрасли наряду с дефицитом инвестиционных ресурсов. В таких условиях для эффективного управления безопасностью необходимы новые принципы, методы и средства.

Удовлетворить пожелания потребителей транспортных услуг и не снизить при этом эксплуатационную безопасность железнодорожного транспорта – сложная системная задача, решение которой должно иметь комплексный характер.

Предпосылками потерь и ущерба в процессе перевозки грузов и пассажиров могут быть отказы технических средств, ошибки персонала железных дорог, рискообразующие факторы внешней среды.

Предотвратить или снизить отказы технических средств можно путем тщательной их разработки на этапе конструирования, производства, контроля за своевременностью и качеством исполнения технологий при эксплуатации, технического обслуживания и ремонта, своевременного исключения из эксплуатации ресурсов при их полной выработке; выявлении предотказных состояний.

Предотвратить возникновение причин опасных ошибок программных средств возможно при использовании структурных методов программирования, тестируя программы и внедряя автоматизацию процессов разработки и другие методы предотвращения ошибок человека.

Снизить воздействие человеческого фактора риска позволяют такие меры, как повышение уровня профессионального отбора и обучения специалистов; материальное стимулирование за качественное и своевременное исполнение персоналом железных дорог работ, которые связанны с обеспечением безопасности перевозок; увеличение уровня ответственности за нарушения технологических процессов; контроль психологического и физиологического состояния работников и т.д.

Эти меры способны планомерно снижать, сводя к минимуму, риски грузоперевозок, но качественный скачек в функционировании железнодорожного транспорта возможен только на основе инновационного пути развития, требующего нестандартных подходов, значительного технического перевооружения, институциональных и организационных перемен.

При реализации такого сценария может существенно измениться размер и характер денежных потоков ОАО «РЖД», для которого принятие решений в области обеспечения безопасности перевозок в условиях новых требований должно рассматриваться через призму собственных ожидаемых доходов и затрат и с соблюдением условий эффективного функционирования.

Разновариантное прогнозирование рисковых ситуаций и их последствий, планирование превентивных мер и бюджетирование целесообразно осуществлять на основе оценки чувствительности интегрального эффекта к возможным изменениям отдельных параметров функционирования системы.

Помимо обобщающего показателя оценки эффективности инвестиций в повышение качества оказываемых транспортных услуг и обеспечение безопасности перевозок для принятия управленческих решений можно использовать такие частные показатели, как абсолютное изменение объема ущерба от наступления рисковых событий и относительное его изменение в расчете на 1 тонно-километр грузооборота.

Система обеспечения безопасности железнодорожных перевозок входит в состав государственной системы обеспечения безопасности товаров и услуг, включая транспортные, относительно их потребителей и факторов внешней среды. Регулирующее воздействие государства в этой сфере проявляется в форме установления нормативных значений показателей безопасности и допустимых уровней рисков, а так же в виде контроля за соблюдением этих нормативов. Задачей органов государственного управления должно стать объективное формирование таких нормативов на основе анализа факторов внешней и внутренней среды, поиска компромисса между складывающейся системой ценностей, отношением общества к риску и финансовыми возможностями компаний-перевозчиков.

Осуществление функций контроля и координации – задачи системы менеджмента безопасности, эффективное решение которых требует оптимизации её институциональной и организационной структуры, применения современных информационных систем и технологий, соответствующего отношения работников к своим обязанностям.

Функционирование систем безопасности требует значительных финансовых ресурсов, которые по своему характеру в основном не являются производительными. Поэтому оптимизация таких затрат, рациональное распределение выделяемых финансовых ресурсов – необходимое условие дальнейшего эффективного развития ОАО «РЖД».