Дополнительные виды спецтехники
При укладке дорожного покрытия, помимо таких незаменимых машин, как каток, автогрейдер и бульдозер, используют дополнительные установки. Для осуществления ремонта полотна с применением холодных асфальтовых смесей на месте разворачивают работу смесительной установки. Слои старого асфальта удаляют путем дробления дорожной фрезой. Материалы и грунт перемещают при помощи погрузчиков. Грунтовые, песчаные, щебневые основания новых дорог утрамбовывают виброплитами и вибротрамбовками.
Виброплита
Виброплита (также виброплатформа) используется для уплотнения несвязного покрытия — слоев песка или грунта, оснований из щебня и гравия — за счет вибрационной силы. Материалом, из которого выполнена плита, служат сталь или чугун. Размер плиты может быть до метра в длину и немногим более или менее полуметра в ширину.
Наряду с ручными, прицепными, переставляемыми и другими установками широко распространены самопередвижные виброплиты. Такие агрегаты приводятся в движение двигателем внутреннего сгорания.
Вибротрамбовка
Эта разновидность ручного дорожного оборудования подготавливает и уплотняет грунт, сыпучие материалы и их смеси прежде, чем на поверхность будет нанесен слой покрытия. Широко используется при проведении ремонтных работ на дороге. Вибротрамбовка компактна и практически незаменима в работе на участках с затрудненным доступом. Ее можно использовать в ограниченном пространстве, недостаточном для подключения виброплиты.
Разделяют вибротрамбовки, работающие на электричестве, бензине и дизельном топливе. Преимущество первой разновидности – в меньшем уровне шума и отсутствии загрязняющих окружающую среду выбросов. Остальные машины мощнее и мобильнее, но их работа сопровождается повышенным шумом.
Мини-погрузчик
Мини-погрузчик представляет собой компактную машину, передвигающуюся на пневмоколесах или гусеницах. Ценные качества этого типа спецтехники состоят в ее маневренности и универсальности. Силовые работы в дорожном строительстве ведутся мини-погрузчиком за счет дополнительного навесного оборудования:
- ковшей (позволяют захватывать и перемещать грузы);
- отвалов бульдозерного типа;
- гидравлических буров и молотов, а также иного оборудования.
Отдельного внимания заслуживают четырехколесные полноприводные мини-погрузчики. В них колеса разделены по бортам и приводятся в силу двумя моторами. Таким образом, этот погрузчик может вращаться, находясь на одном месте.
Экскаватор-погрузчик
В экскаваторе-погрузчике соединены возможности обоих видов машин. Он имеет большие размеры и высокую производительность, транспортирует тяжелые, крупногабаритные грузы. Также экскаватор работает в режиме бульдозера, копает и перемещает грузы в ковше. Данный вид спецтехники оснащен колесами большого диаметра, поэтому экскаватор ездит по дорогам с достаточно высокой скоростью.
Экскаватор-погрузчик имеет съемный ковш, который можно заменить на:
- поддонные вилы,
- гидравлический молот,
- челюстной, скребковый или другой захват.
Дорожная фреза
Эта дорожная машина рыхлит и измельчает грунт, а также покрытия из асфальта и бетона. Применяется в ремонтных работах для снятия слоев старого асфальта на нужной глубине до 35 см. Образующийся вторичный материал можно использовать для изготовления асфальтной крошки.
Встречаются фрезы самоходного типа, навесные и прицепные. Самоходные дорожные фрезы отличают большие габариты: их ширина может доходить до 2 м. Высокая производительность фрезы позволяет за одни сутки удалить до 13000 куб.м. покрытия. Конструкция машины включает в себя:
- колеса или гусеницы,
- фрезеровочный барабан с забрасывающими лопатками,
- конвейер.
Собранный материал подается на конвейер, направленный в кузов идущего впереди самосвала.