Искусственные сооружения на железной дороге
Проведение железной дороги насыпями или выемками встречает затруднения в пересечении насыпей с оврагами, логами, реками, возвышенностями, а также с другими путями сообщения. Вследствие этого при устройстве железного полотна имеют громадное значение так называемые искусственные сооружения, то есть устройства, служащие для пропуска воды под насыпями или для прохода других железнодорожных или шоссейных дорог над или под данной дорогой.
Искусственные сооружения разделяются на 2 категории: трубы и мосты. Под трубами понимаются такие сооружения, которые не доходят до верха насыпи и засыпаны сверху землей. Сооружения без такой засыпки, доведенные до верху насыпи, называются мостами — если они служат для пересечения рек, путепроводами — если они служат для прохода над другими путями сообщения или над сухими местами.
Длинные путепроводы с целым рядом опор получают иногда название эстакад. Наконец, для пропуска железной дороги в горных местностях вместо выемки приходится устраивать иногда тоннели, т. е. длинные трубчатого вида отверстия в толще горных пород. Количество искусственных сооружений в зависимости от местных условий является крайне разнообразным. В среднем даже при самых легких условиях обыкновенно на 1 км пути приходится одно из перечисленных сооружений. В горных районах, однако, количество этих сооружений достигает 2—3 и более на 1 км. Как те, так и другие сооружения могут быть деревянными, металлическими, каменными, бетонными и железо-бетонными.