Из какого щебня делают дороги
Специфика дорожного строительства предполагает использование долговечных материалов. При этом свойства таких материалов не должны сильно меняться со временем, а если какие-то изменения и происходят, например, в результате коррозии металлов или негативном воздействии воды на цемент, то они не должны оказывать отрицательного влияния на прочность объекта.
В процессе дорожного строительства применяются местные и централизованные строительные материалы. Использование вторичных материалов из промышленных отходов, песка или щебня, добытых в том же регионе, где производятся строительные работы, позволяет существенно сократить транспортные расходы. А поступающие в готовом виде материалы называются централизованными. К ним относятся металлы, цемент и битум.
Какой щебень нужен для строительства дороги
Для заливки дорожного полотна используется бетон с щебнем средних и крупных фракций. Из производимых ежегодно 3 млрд кубометров щебня свыше 1,5 млрд применяется в дорожном строительстве. При возведении дороги требуется использовать щебень, который в состоянии выдержать громадные механические нагрузки, а также будет устойчив к неблагоприятным условиям окружающей среды. При этом, в отличие о жилого строительства, где можно применять лишь первый класс щебня, при дорожных работах разрешается второй класс — с высоки содержанием радионуклидов.
Две основные категории щебня в дорожном строительстве:
- Щебень скального происхождения, а также известняковый, доломитный и из других рыхлых горных пород. Такой материал используется в основном для создания основания дороги. При этом размер фракций такого щебня составляет 1.70 мм.
- Материал из магматических и метаморфических пород применяют при создании нижнего слоя дороги. К этой группе материалов принадлежат габбровый и гранитный щебень.
Широкое распространение в дорожном строительстве получил щебень кубовидной формы. Его преимущество состоит в большей стойкости к образованию трещин. Благодаря этому свойству построенные с его помощью дороги могут эксплуатироваться практически в два раза дольше. При этом, использование кубовидного щебня подразумевает и существенное снижение затрат на приобретение таких связующих элементов, как цемент и битум. Немаловажно, что укладка такого щебня позволяет упростить технологических процесс.
Самый распространённый щебень в дорожном строительстве — гранитный
В подавляющем большинстве случаев при возведении дорог используют именно гранитный щебень, в полной мере соответствующий всем требованиям. Именно гранит применяется при изготовлении бетона для возведения мостов и для создания железнодорожных и трамвайных путей.
Гранит является очень распространённым в природе материалом, состоящим из магматических пород. Гранит известен своей высокой прочностью. Гранитный щебень делится на несколько видов в зависимости от размера камней. Гранитная пыль, применяемая в отсыпании дорог, является самой мелкой фракцией. Сфера применения известнякового щебня гораздо уже из-за меньшей прочности и меньшей устойчивости к выветриванию, но его преимущество состоит в стойкости к температурным перепадам.